Hymne à la Liberté

La Volonte du Peuple

Previous Entry Share Next Entry
Октябрь и Советская власть - взгляд с другой стороны баррикад
maximillienr


Выступление на Дискуссионном клубе "Суть Времени", состоявшимся 4 ноября в Москве и посвященным Октябрьской революции.

Сегодня нечистые на руку СМИ, деятели искусства и многие представители властей пытаются навязать обществу мнение, будто бы Октябрьская революция была мятежом бескультурного и грубого хама. А руководили этим хамом, будто бы, авантюристы, жаждущие лишь одной только власти и влекомые чуждой России и вообще утопической, бредовой идеей. Тем самым, эти представители СМИ, властных и творческих элит пытаются вырвать Революцию из исторического контекста, оторвать ее от нашей почвы, вырвать ее из нашей истории. Сделать из нее «эксперимент» злых демиургов-инородцев.

Однако далеко не все современники, сперва не принявшие Октября, сохранили эту позицию. Классик сказал: «Большое видится на расстоянии». Когда власть большевиков утвердилась окончательно, и в СССР развернулось полномасштабное строительство Нового Мира социальной справедливости, о котором говорили большевики, многие их консервативно настроенные противники переосмыслили произошедшее и если не поменяли, то скорректировали свою точку зрения.
Стоит привести высказывания лишь некоторых из них.

Так, крупный философ, эмигрант Николай Александрович Бердяев, высланный из Советской России на т.н. «философском пароходе» в сентябре 1922 года, в 1938-м году Бердяев написал известный труд «Истоки и смысл русского коммунизма».



Высланному из России интеллигенту не за что было любить советской власти и большевиков. Тем не менее, в своей книге он, во-первых, проводит цивилизационную нить от московского царства к советской России «…большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма, - первым явлением было московское царство, вторым явлением петровская империя. Большевизм - за сильное, централизованное государство». Он проводит связь между христианским, а значит, православным и коммунистическим мироощущением: «Русская мысль стремится к целостности…Целостность христианского Востока противополагается рационалистической раздробленности и рассченности Запада…Русские коммунисты-атеисты утверждают целостность, тоталитарность не менее православных славянофилов…Интернационализм есть лишь искажение русской идеи всечеловечности, христианской универсальности…Национализм всегда был немецким заимствованием на русской почве… Лучший тип коммуниста, т. е. человека целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ, вследствие переработки натурального человека христианским духом. Результаты этого христианского влияния на человеческие души, чисто незримого и надземного, остаются и тогда, когда в своем сознании люди отказались от христианства и даже стали его врагами…В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни.»

Таким образом, Бердяев в своей книге подчеркивал органичность событий 1917 года и установления Советской власти для российской истории, обозначая эту власть не иначе как более высокий, более концентрированный тип русской государственности. По мнению Бердяева марксизм потому и взошел на русской почве, что был брошен на изначально готовую принять его почву. Он был творчески переработан Лениным, что сделало из коммунистического учения новую веру.

Интересна оценка, которую дает советской власти великий князь Александр Михайлович Романов, внук Николая I и дядя Николая II.

В своих мемуарах, вышедших в Париже (он эмигрировал) в 1933 году, он давал очень интересную оценку деятельности большевиков: «Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить всё, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трёх моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников. Некогда я ненавидел их, и руки у меня чесались добраться до Ленина или Троцкого, но тут я стал узнавать то об одном, то о другом конструктивном шаге московского правительства и ловил себя на том, что шепчу: «Браво!»… Когда ранней весной 1920-го я увидел заголовки французских газет, возвещавшие о триумфальном шествии Пилсудского по пшеничным полям Малороссии, что-то внутри меня не выдержало, и я забыл про то, что и года не прошло со дня расстрела моих братьев.
Я не осмелился выражаться открыто, но, слушая вздорную болтовню беженцев и глядя в их лица, я всей душою желал Красной Армии победы. Не важно, что я был великий князь. Мне было ясно тогда, неспокойным летом двадцатого года, как ясно и сейчас, в спокойном тридцать третьем, что для достижения решающей победы над поляками Советское правительство сделало всё, что обязано было бы сделать любое истинно народное правительство.
Какой бы ни казалось иронией, что единство государства Российского приходится защищать участникам III Интернационала, фактом остается то, что с того самого дня Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть не что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным, оформленная Петром Великим и достигшая вершины при Николае I»


Для нас это замечание тем более ценно, что оно полностью коррелирует с точкой зрения Бердяева, который не был с Великим князем хоть сколь-нибудь схожих взглядов, императорской власти не любил и более того, полагал такую «наследственность» от русской державности скорее недостатком советской власти.

Водоразделом позиций «за» советскую власть и «против» нее стала, конечно же, Великая Отечественная война. Часть белых офицеров и эмиграции вообще поддержали Гитлера, открыто встали на его сторону, и очень многие – пошли воевать против собственного народа, как, например, большая часть руководителей РОВСа. Наиболее яркое точка зрения, которую я бы хотел тут привести – это точка зрения генерала Антона Деникина, в годы Гражданской войны сражавшегося против большевиков: «Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется "Красной", а не российской, и радость - в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне».



Таких точек зрения очень много, приводить их можно бесконечно долго. Но даже по приведенным трем можно найти некую точку соприкосновения, которая заставляла таких разных людей, противников Революции и Советской власти тем не менее, открыто высказываться в ее поддержку. Эта точка соприкосновения – патриотизм. Противники Революции видели, что она дала России силу, раскрыла потенциал нашего народа для модернизации, для того, чтобы быть не полупериферийной страной, а мировым лидером.

В заключении я бы хотел привести обращение к членам дворянских фамилий некоего «европейского монарха», на которого ссылается в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович: «Что гуще: кровь или то, что я назвал бы «имперской субстанцией». Что дороже: жизнь ваших родственников или дальнейшее воплощение имперской идеи? Мой вопрос ― это ответ на ваш. Если то, что вы любили в России, сводилось единственно к вашей семье, то вы никогда не сможете простить Советы. Но если вам суждено прожить свою жизнь, подобно мне желая сохранения империи, будь то…под красным флагом победившей революции ― то зачем колебаться? Почему не найти в себе достаточно мужества и не признать достижения тех, кто сменил вас?»
Спасибо.


  • 1
Поздравляю, всех благ! :)

С днем рождения!

Поздравляю с днем рождения! Желаю безмерного счастья, крепкого здоровья, настоящей любви, удачи, достатка, исполнения желаний! Пусть жизнь будет наполнена положительными эмоциями, верными друзьями, радостными днями. Ярких, светлых, счастливых тебе событий!


Поздравляю с днем рождения! Творческих успехов, новых постов и здоровья.

С днём рождения!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account